Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида
Описание образовательной программы
Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ детский сад №
30 комбинированного вида
Общие сведения
Образовательная программа дошкольного образования
(далее — Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного
приказом
Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС
ДО), и Федеральной
образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022
№ 1028и (далее — ФОП ДО).
Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
- обеспечить единое содержание ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщить детей к базовым ценностям российского
народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
- структурировать содержание образовательной деятельности
на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создать условия для равного доступа к образованию для всех
детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
- обеспечить охрану и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечить развитие физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно- творческих способностей ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи
и повышение компетентности родителей
в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности;
- обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования.
Программа включает три основных раздела:
целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом
является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел |
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы. Результаты освоения образовательной программы
представлены в виде
целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых
ориентиров дошкольного образования, которые
представляют собой
социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка
на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей |
Содержательный
раздел |
Включает задачи
и содержание образовательной
деятельности для всех
возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны: формы, способы, методы реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик; способы поддержки детской инициативы; взаимодействие педагогического коллектива с семьями; коррекционно-развивающая работа; рабочая программа воспитания |
Организационный
раздел |
В организационный раздел включает: психолого-педагогические условия
реализации Программы; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; материально-техническое
обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; кадровое обеспечение; режим и распорядок дня в возрастных группах; календарный план воспитательной работы |
Организация режима пребывания детей в детском
саду
Режим работы: 10-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной
рабочей неделе.
Работа по реализации Программы проводится в течение
года и делится на два
периода:
- первый период (с 1 сентября
по 31 мая);
- второй период
(с 1 июня по 31 августа).
Организация жизни детей опирается на определенный
суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования
в соответствии с физиологическими обоснованиями. При
организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в
области охраны и укрепления здоровья
детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на
холодный и теплый периоды, учтены
функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра.
Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации.
Возрастные и иные категории детей,
на которых ориентирована Программа
Организация образовательного процесса
имеет следующие особенности.
В МБДОУ детский сад №30 комбинированного вида функционируют 6
возрастных групп.
Возрастная категория группы |
Группа
раннего возраста общераз вивающей направ ленности (1,6 – 2 лет) |
Разновозрастная
младшая группа общераз вивающей направ ленности (2–4 года) |
Средняя
группа общераз вивающей направ ленности (3–5 лет) |
Старшая
группа комбини рованной направ ленности (5– 6 лет) |
Разновоз
растная старшая группа общеразви вающей направ ленности (5–7 лет) |
Подгото вительная группа комбинированной
направ ленности (6-7 лет) |
Количество
возрастных групп |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
Используется региональный компонент
в образовательном процессе.
Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим
работникам и социуму со стороны социально-психологической службы.
Создана система медико-психолого-педагогического
сопровождения детей. Используется модель личностно-ориентированного подхода при
взаимодействии взрослого и ребенка.
Осуществляются дополнительные платные
услуги.
Реализация образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ссылки на ФОП ДО и парциальные программы
В соответствии
с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО
Программа состоит из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе
эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы
разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, представлена:
образовательной программой «Маленькие жители
уральского села», разработанной с учетом специфики региональных особенностей
Свердловской области и Пригородного района, авторы: педагоги детского сада.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации
и способностей детей в
различных видах деятельности и
охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные
направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Характеристика взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников ДОО
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей
– обеспечить:
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего
и дошкольного возраста;
единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
- информировать родителей и общественность
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей
дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
- просвещение родителей, повышение их правовой,
психолого- педагогической компетентности в вопросах охраны
и укрепления здоровья, развития и образования детей;
- способствовать развитию ответственного и осознанного
родительства как базовой основы благополучия семьи;
- построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
- вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- приоритет семьи в воспитании, обучении
и развитии ребенка;
- открытость;
- взаимное доверие, уважение
и доброжелательность во
взаимоотношениях педагогов и родителей;
- индивидуально-дифференцированный подход
к каждой семье;
- возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим
направлениям работы.
Название направления |
Содержание работы |
Диагностико-
аналитическое направление |
Включает получение и анализ данных: о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны
здоровья и развития ребенка; об уровне
психолого-педагогической компетентности родителей; планирование работы
с семьей с учетом
результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач |
Просветительское
направление |
Просвещение родителей по вопросам: особенностей
психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста; выбора
эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомления
с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного
образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста; информирования
об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условий
пребывания ребенка в группе ДОО; содержания
и методов образовательной работы с детьми |
Консультационное
направление |
Консультирование родителей: по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и
обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) в
условиях семьи; об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками
и педагогом; о возникающих проблемных ситуациях; о способах воспитания и
построения продуктивного взаимодействия с детьми
младенческого, раннего и дошкольного возраста; о способах организации и участия
в детских деятельностях, об образовательном процессе и др. |
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество
образовательного процесса и происходит сближение всех участников
образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций
в учреждении — совместное
проведение народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся
мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные
практические формы взаимодействия МБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида с семьей
Этапы |
Формы |
Знакомство с семьей |
Встречи-знакомства, анкетирование |
Информирование
родителей о ходе образовательной
деятельности |
Дни открытых дверей,
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, создание
памяток, сайт ДОО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и
праздники |
Просвещение
родителей |
Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, создание родительской
библиотеки в группах |
Совместная
деятельность |
Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах,
субботниках, в детской исследовательской и проектной деятельности, в разработке проектов, кружковой работе |